Мнение о Suzuki Grand Vitara 2.4

Так уж получилось, что в одно время мне удалось покататься и довольно плотно познакомиться с Suzuki Grand Vitara. Время это совпало с окончательно развалившейся 80кой, поэтому где-то год Vitara была не только «поджопным автомобилем», но и автомобилем на дальние выезды (2000+), дачу и всякие мероприятия на открытом воздухе. В данном опусе я попробую систематизировать и описать свои ощущения, опыт обслуживания и осмелюсь дать немного советов по назначению и обслуживанию данного автомобиля. Надеюсь, мой скромный опыт кому-нибудь поможет сэкономить время, ну или просто даст пищу для размышлений.

Что же собой представляет данная машина и к какому классу относится?
Автомобиль довольно интересной конструкции. С одной стороны мы имеем кузовной легковой автомобиль с независимой передней и задней подвеской. С другой стороны мы имеем продольно установленный двигатель, 4х ступенчатую тяговитую автоматическую коробку передач фирмы Aisin, раздаточную коробку с понижающим рядом передач и блокирующимcя по желанию меж осевым дифференциалом, а как следствие два полноценных моста. Такая конструкция, на мой взгляд, весьма не типична, но не уникальна. Если поискать аналоги, то можно с уверенностью сравнить с Pajero 4 в варианте с постоянным полным приводом (super select), только поменьше, но при этом и сильно дешевле. Так же думаю, что для многих владельцев классических Нив и Шевроле Нив, которые не берут данные машины для трофи соревнований, а используют их в повседневной эксплуатации, Grand Vitara видится, как «идеальная больная Нива».

Ну а как говорится не бывает плохих машин, бывают случаи их не целевого использования. Так что давайте я дальше изложу плюсы и минусы эксплуатации машины в различных вариантах использования.

Эксплуатация исключительно в городе.
Пожалуй выбирать данную машину для того чтобы кататься по городу на работу и в магазин за продуктами я бы не советовал. В Витаре в городе конечно же не будет такого дискомфорта, как в УАЗе или каком-нибудь импортном джипе на больших грязевых колесах итд. Динамики вполне себе хватает, чтобы ездить по городу в потоке без проблем, кузова чтобы затариться в любом магазине, включая ИКЕЮ. В таком случае казалось бы, а что не так? А не так то, что в городе абсолютно не нужны ни раздаточная коробка ни тяговитый автомат, т.е. плюсов от них вы не получите вообще никаких,а вот минусы получите. 4х ступенчатая коробка в динамичной езде со светофора к светофору будет откровенно тупить по сравнению со своими 5-6 ступенчатыми собратьями. Достаточно неприхотливый атмосферный мотор будет потреблять топлива солидно больше своих мало объемных турбированных собратьев. Расход 12-15 литров на 100 км вполне себе норма для Витары в городе в спокойном режиме езды. Ну и ТО у данной машины будет больше, чем у кроссоверов с муфтой халдекс, т.к. два кардана вместо одного, раздатка, которая требует замены масла, никаких тебе совмещенных с трансмиссией передних мостов итд. В общем получается, что ездить по городу-то можно, только будет переплата. Зачем это делать, если за те же деньги можно взять более навороченный кроссовер?

Эксплуатация на трассе.
Вот тут конечно машина раскрывается в лучшую сторону.
Недостаточная скорость переключения автоматической коробки тут уже не чувствуется так остро. Привыкнуть к тому, что нажать на педаль газа нужно за секунду до обгона не так трудно. Зато есть уверенность, в надежности данного агрегата. Атмосферный двигатель в 2.4 здесь прекрасно подходит к коробке и компенсирует своей эластичностью небольшое количество передач. Особенно полезно если машина ходит по трассе груженой — cемья, полный багажник вещей, багажник на крыше или вообще прицеп. В итоге груженая Витара по трассе может сравняться по расходу с новомодным кроссовером с битурбо двигателем и роботизированной коробкой передач. Однако при этом не иметь проблем с ресурсом агрегатов.
Основные же преимущества у Витары раскрывается именно из-за российской специфики — разбитые дороги и зимние дороги, ну или и то и то вместе взятые.
У Витары очень энергоемкая и прочная подвеска. Сидя за рулем ты абсолютно не чувствуешь какие-то мелкие недостатки покрытия, машина держится на любом мало-мальски нормальном асфальте великолепно. Даже если выезжаешь уже на откровенные грейдера и грунтовые дороги, то можно держать вполне себе быструю скорость при этом не переживать за состояние элементов подвески. Поэтому путешествие летом «к бабушке в деревню», где большая часть дороги будет «регионального назначения», будет проходить существенно быстрее, чем на обычной легковой машине или городском кроссовере. Ну и подвеску вы при таких поездках будете менять не раз в год-два по причине плохих дорог, а раз в 6-10 лет по причине старости РТИ.
Ну и самое главное преимущество Витары — зимние дороги. Раздатка с меж осевым дифференциалом дает постоянный полный привод, что дает постоянный момент на все 4 колеса, который к тому же перераспределяется между разными колесами в режиме реального времени в зависимости от их сцепления с дорогой, благодаря чему машина на скользкой, мокрой дороге цепляется до последнего с сохранением курсовой устойчивости. Это очень помогает зимой в России особенно на скорости за городом. Более того я считаю, что таким машинам в России необходимо добавлять в оценку пару звезд безопасности при оценке. Ведь лучше быть в маленькой Витаре но не улететь с дороги, чем улететь но в Volvo. Может конечно возникнуть вопрос ведь у кроссоверов и у джипов тоже 4х4, значит и у них такая же устойчивость на трассе? Это далеко не так. Главное отличие кроссоверов, что у них в основном ведущей осью является передняя. Момент на заднюю ось передается электро муфтой халдекс после того, как муфта получит команду от мозгов, которые в свою очередь сформируют данную команду после того, как получат показания с датчиков колес о том, что колеса на ведущей оси уже пробуксовывают. Таким образом подключение задней оси происходит уже после того, как машина пошла в юз. В результате кроссоверный полный привод борется со следствием потери управления, а постоянный полный привод с причиной. Результат на скорости будет виден невооруженным взглядом. Что же касается внедорожников, то у большинства из них полный привод реализован по технологии part-time. Означает это то, что в раздатке отсутствует меж осевой дифференциал. Таким образом даже судя по названию машина ездит на заднем приводе с жестко подключаемым передним. При этом передний мост стоит подключать только на бездорожье. Ибо с подключенным передним мостом с такой раздаточной коробкой машина стремится ехать все время прямо. В результате машина на большой скорости входя в затяжной поворот, может внезапно для водителя поехать прямо и вернуть ей управление обычно уже не получается. Ну а на заднем приводе понятное дело машину будет тяжелее контролировать, чем на полном. В итоге зимой в комфорте управления и безопасности с Витарой могут посоревноваться только ее собраться с честным постоянным полным приводом.

Эксплуатация на бездорожье.
У Suzuki очень крепкая репутация фирмы, которая делает бескомпромиссные внедорожники. Samurai, Jimny, Escudo, Vitara это те названия по которым легко найти в интернете много фотографий и описаний машин подготовленых к очень серьезному бездорожью. Более того среди них много машин чемпионов по трофи. Однако стоит понимать, что последняя Grand Vitara — это уже не та машина. Рама, которая перешла в кузов, низкие пороги, маленькие арки, низкие бампера, удлиненная база все эти вещи не способствуют тому, чтобы ставить на нее большие злые внедорожные колеса и ехать покорять лесовозные колеи. Производители комплектующих это тоже понимают, поэтому на это поколение Витары вы не найдете большого предложения лифт-коплектов, понижающих комплектов в раздатку, решений по установки лебедок под ключ, шноркелей итд. Если вам все это надо, то эта машина не для вас. Да, Витара в абсолютно заводском исполнении может много где пройти в грамотных руках. Все же понижающий ряд передач в купе с блокировкой дифференциала и с имитацией осевых блокировок тормозами — это очень серьезно. И Витара может, к примеру, с легкостью залететь в мокрый грунтовый подъем там, где какой-нибудь УАЗик будет страдать без блокировок и мощного двигателя. Но геометрию не обманешь — витара будет всегда цеплять днищем, порогами, ломать бампера там, где тот же УАЗик пройдет не коснувшись рельефа. И стоимость сметы ремонта Витары после общения с большим количеством грязевых ванн, лесных колей крутых спусков и подъемов будет существенно выше, чем у более проходимых собратьев с завода.

Если резюмировать все вышесказанное, то машина удивительно хорошо подобрана под загородные поездки, особенно под условия России где попадаются не очень хорошие дороги и случается зима. Если при этом есть желание отправиться на пикник на красивую поляну у реки и привезти туда, скажем, лодку на прицепе, то с этим тоже проблем не будет. В городе машина позволит передвигаться с комфортом, однако стоимость эксплуатации будет несколько выше, чем у конкурентов, а динамика несколько ниже.

Что касаемо эксплуатации могу дать следующие рекомендации.

По двигателю.

Лить 95й бензин, ставить штатные иридиевые свечи. Какой-то мегодорогой бензин смысла лить нет, как и дорогие присадки. Двигатель не сильно форсирован и у него отсутствуют чувствительные к понижению октанового числа компоненты. Поэтому залив, скажем, 100й бензин прибавка к мощности в первую очередь будет в голове у водителя, а во вторую в кошельках топливных компаний. Лить 92й тоже не стоит, т.к. степень сжатия двигателя рассчитана на 95й, а ремонтировать алюминиевый двигатель suzuki думаю будет не рентабельно.
Масло положенные 15 тысяч межсервисного интервала не выдерживает. В машине, которой с покупке масло поменяли на 15 тыс, на 30 тыс масло было черное, как у старого дизельного трактора. После замены тоже быстро темнело — видно в каналах уже отложился шлак. Поэтому если вы не эксплуатируете машину исключительно в теплом климате на европейских автобанах, то советую менять масло в двигателе раз в 7500 км.
Что касается допусков, то двигатель 2.4 спроектирован под масло 0w20 и допуски GF-4/GF-5. Лить в него 5w30 и 5w40 можно, но толку от этого для повседневной эксплуатации не будет. Только перерасход топлива, а зимой еще и больше износ по сравнению с 0w20. C точки зрения марки масла, то на мой взгляд любое масло удовлетворяющее требованиям GF-4/GF-5 и вязкости 0w20(а так же 5w20) будет достаточным для данного мотора. Главное, чтобы заливаемое масло не оказалось подделкой. Я в свое время заливал Idemitsu Zepro 0w20 и покупал в магазине с хорошей репутацией. Масло само окрашено в зеленый цвет, так что подпольщикам пришлось бы попотеть, чтобы покрасить подделку. К тому же масло содержит сильный пакет молибдена. Я, если честно, не верю, что молибден способен сильно продлить жизнь мотора. Однако даже человек с не очень мелодичным слухом подтвердит, что такая ударная доза молибдена в масле заставляет двигатель работать тише и плавнее. Именно имея такие три фактора защиты от подделок (репутация магазина, цвет масла и тишина работы), а так же не высокая стоимость самого масла, склонили мою чашу весов в сторону этого продукта. Стоит понимать, что масло не обладает какими-то выдающимися показателями по замерзанию, и в северных регионах с крутыми зимами (за -40) может быть не применимо. Однако в средней полосе масло работало без нареканий — не угорало и машина зимой заводилась всегда без проблем.
Так же у данного мотора я выявил один неприятный недостаток — у него с завода стоят пластиковые обводные ролики ремня навесного оборудования, которые активно стачиваются ремнем, который в свою очередь по ним скользит. При этом натяжитель ремня видимо натягивает ремень не равномерно, поэтому ролики стачиваются конусом — узкой частью к внешней стороне. В результате к 40 тысячам пробега ремень может либо просто соскочить с роликов либо порваться. Что весьма неприятно, но если знать об этой особенности, то не смертельно. Достаточно каждое ТО проверять не скатился ли ремень к краю роликов. А в дальние поездки взять с собой ремень в запас — места он занимает не много.
Что касается лечения данной болезни, то официальные дилеры предлагают замену данного узла  целиком, естественно в 2018 году уже не по гарантии. Сумма получается фантастическая, т.к. под замену попадает  натяжитель, обводные ролики и сам ремень. Но при этом по факту сам нятяжитель рабочий, ремень, если еще не соскользнул, тоже без повреждений и пострадали только ролики. А ролики один в один по всем размерам подходят с Шевроле Нивы. Почему-то каталоги заменителей это в упор игнорируют, но если заказать прекрасные ролики INA, которые ничем не уступают по качеству оригиналу и ходят столько же, то цена на них будет дешевле в 5-10 раз. И так мы плавно переходим к следующей теме рекомендации — запчасти.

Любая машина требует запчастей. Даже если это просто расходники. Обычно стоимость запчастей коррелирует со стоимостью машины. Человек покупая машину за миллион будь то митсубиси или тойота рассчитывает, что запчасти у разных марок будут стоить примерно одинаково, и точно дешевле, чем у машины за 6 миллионов. Вот тут с Витарой меня ожидало неприятное открытие — все запчасти и расходники без исключения выходили дороже, чем аналогичные узлы на мой Toyota Hilux. Причина тут, как мне кажется, не в самом производителе — закупает Suzuki запчасти зачастую там же, где и концерн Toyota. Качество тоже не скажу, что выше. Думаю, что владельцы Suzuki центральной России пострадали из-за относительной редкости данной машины. Как следствие на каналах поставки запчастей оборот не большой, конкуренции мало. И самое главное отсутствует возможность заказать любую запчасть напрямую  у производителя или через одного перекупщика в виде арабских эмиратов, ввиду малого распространения данной машины и в эмиратах. Поэтому получается, что алчность наших продавцов ничто не сдерживает и они начинают накручивать кто во что горазд.
Спасает ситуацию как всегда в таких случаях сообщество. Люди с опытом прекрасно понимают, что не может стоить обводной пластиковый ролик 2500-3000 тысячи, поэтому ищут замену. И не китайский низкосортных полуфабрикат, который в машину даже класть нельзя, а нормальную замену с того же завода, где заказывает оригинал завод suzuki, либо аналогичные по качетсву. Результаты хранятся в разрозненном виде на форумах. Причем чем несправедливей у марки ценообразование на «родные» запчасти и расходники, тем более богатую информацию в сообществе можно найти. И, если владельцу Тойоты часто просто достаточно научиться заказыать запчасти из эмиратов, на этом закрыв для себя вопрос по подбору запчастей по разумной цене, то для Владельца Витары я бы крайне рекомендовал погрузиться в чтение форумов по марке с изучением накопленного опыта. в противном случае придется с каждым годом владения Витарой переплачивать все больше.

Ну и напоследок про мои думы про колеса.
С завода на Гранд Витару этого поколения рекомендуют ставить 3 типа размерности: 225/70 R16, 225/65 R17 и 235/60 R17. Можно сказать, что все 3 размера практически одинаковы. Разница между ними по поведению машины минимальна. Так что первично при выборе размера из этих трех я бы исходил из средней цены диска и покрышки. При этом если вам уже досталась машина с 17 дюймовыми дисками, то переходить на 16 посадочный диаметр будет не рационально. Ставить резину большего размера я бы не советовал. Проходимость улучшится только на ковровых болотах, куда вы все равно не поедете. А вот на какой-нибудь подмосковной поляне после дождя результат может на удивление оказаться даже хуже, т.к. собьется баланс размера колеса к крутящему моменту двигателя на низких оборотах. К тому же начнет расти расход по трассе и быстрее изнашивается не очень мощный передний мост. Т.е. получается что потратишь рубль, а получишь выгоды на копейку. Ставить колеса шире и профиль ниже я бы тоже не советовал. Машина держится на трассе прекрасно на резине шириной 225 за счет постоянно полного привода. Широкая резина с низким профилем помогла бы любителям агрессивных перестроений на трассе, но боюсь, что данную категорию автолюбителей динамика Гранд Витары в целом не устроит, да и подвеска с довольно большими ходами. В общем если резюмировать по размерности, то считаю размерность 225/70 R16 самой разумной для трассы и всяких отвороток от нее.
Что касаемо агрессивности резины, то все зависит от специфики предполагаемого использования. Чтобы и без того длинная статья не растянулась совсем уж неприлично давайте оставим за рамками «специфические» примеры использования Витары типа чемпионата по трофи или драгрейсингу. Перед целевой аудиторией Витары обычно стоит выбор — поставить шоссейную резину или АТ. С АТ резиной Витара смотрится более агрессивно (все же внедорожник!), должна получить какой-никакой плюс в проходимости, а так же АТ резина более стойка к проколам и порезам, что немаловажно для тех, кто съезжает с асфальта. Однако стоит понимать, что резина класса АТ может легко добавить 0.5 литра расхода на 100км. Это 250 литров за 50 000 км, которые эта резина проживет. При текущей цене на топливо переплата составит 11 250р. За эти деньги можно купить две запаски. При таких раскладах лично я бы выбирал шоссейную резину или не агрессивную АТ и полноразмерную запаску.

Ну и в заключение могу сказать, что лично я считаю машину очень удачной за свои деньги. Считаю, что у Витары мог бы быть гораздо больший успех в продажах в России если бы большинство потребителей подходило бы к вопросу выбора автомобиля более технически грамотно. Ну либо если бы маркетологи Suzuki смогли бы отработать лучше своих конкурентов. С одной стороны медали небольшая популярность делает машину недооцененной и дает возможность удачно купить ее на вторичном рынке. С другой стороны заставляет потратить владельца немного больше своего времени и внимания на грамотный подбор запчастей. Сможете ли вы этим грамотно воспользоваться зависит уже исключительно от вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *