Островные поездки. Портсмут

В канун очередного воскресенья захотелось куда-то съездить. Канун был прям полный — суббота ночью и в поисках возможных мест интереса я осознал, что билеты в Англии принято брать заранее даже в музеи. Поэтому совсем «туристические» точки пришлось отложить на потом. Но ехать просто «погулять по побережью» тоже уже казалось не достаточно.

Хотелось попробовать с ребенком какую-то культурную программу. Поизучав пару часов карты я нашел интересную точку в городе Портcмут  — DDay Museum. Музей посвящен высадке союзных сил в Нормандию во время второй мировой войны. Увидев на фотографиях, что в экспозиции есть танки и убедившись что билеты можно взять на месте за вменяемые деньги мы единогласно решили ехать именно туда.

 

Добиралово до музея не вызвало каких-то проблем, час с небольшим тренировки вождения праворульной машины в левостороннем движении и мы уже заезжаем на пустую парковку у музея.

Купив билетик на входе мы начали наше знакомство с экспозицией на улице. Нас ждало интересное транспортное средство LCT 7074.

Это один из серии транспортников, которые британцы построили перед высадкой(всего за несколько месяцев было собрано несколько сотен).  По сути это очень специализированные корабли, можно сказать одноразовые, представляли собой грузовувую плоскодонную баржу, с моторным отделением сзади и балансирами(баллонами с баластом) в стенках кузова. Почему одноразовый? А потому что они являли собой смесь речной баржи и морского парома. Отсутствие киля делало из слабо приспособленными к эксплуатации на море, но плоское дно было остро нужно для высадки десанта на грунт пляжа.

После же высадки использовать подобные корабли  никакого смысла не было — гораздо проще и безопасней подогнать обычный паром в порт и разгрузить по-человечески. Зато у данного типа судов были интересные решения. Например якорь был один и в корме. Предполагалось его бросить подходя к берегу, таким образом при подаче хода вперед судно можно было растянуть между берегом и якорем на одной линии. Что в теории позволяло причалить суда данного типа достаточно близко друг к другу. Так же давало возможность стащить судно в воду, если нос сядет на мель у берега. У такого подхода был и слабый момент  — отчаливать предполагалось задним ходом, собирая при этом якорную цепь, что требует определенного мастерства, т.к. в ламанше, как и в любом проливе подобного типа обычно весьма сильные течения.  Дело осложнялось еще тем, что обученного экипажа на корабли такого типа не хватало, поэтому экипаж состоял из одного офицера и нескольких подростков-матросов с парой месяцев стажа.

По итогу конкретно данное судно высадило танки без проблем, но вот на отходе зацепило двоих соседей подобного же типа, но к счастью без критических последствий для всех.

После высадки подобные суда пытались переоборудовать в некие различные плавучие структуры, надстраивая  над баржей крыши, но по итогу почти все ушли в металлолом. А вот этому экземпляру повезло и отработав вторую жизнь в качестве «солдатского клуба», по итогу попал в музей.

Ну а теперь давайте перейдем к короткому обзору груза LCT  — танкам. Первые два нам встретились сразу в кузове LCT это были ранний Sherman и Churchill Crocodile. Churchill Crocodile отличался от обычного установленной огнеметной установкой, вместо  пулемета, что было весьма востребовано при прорыве укреплений.

Состояние танков было конечно не самое лучшее, я бы сказал что больше похожи на памятники, чем на музейный сохран. У Шермана, к примеру, задние световые приборы отсутствовали.

Но все равно было очень любопытно вот так походить рядом между ними двумя и сравнить американский средний танк и британский тяжелый. Удивляло то, что тяжелый танк, казался меньше. И он на самом деле был ниже по высоте, хоть и в полтора раза тяжелее. Поэтому казалось, что бы по всем ТТХ британец был лучше, но лучшие результативность показали именно неприхотливые шерманы. На это мне, как инженеру, было особо интересно посмотреть —  не стоит забывать в своих решениях о том, что простота в эксплуатации зачастую выходит полезней чем идеальное на бумаге,  но более сложное решение.

Третий танк нас ждал уже внутри музея. Это был танк VERA —  по сути некий аналог советского МТЛБ. Тягач на основе танка.

Только вот предполагалось что данный тягач будет работать не в тылу, а  на передовой и будет расталкивать под огнем  поврежденную технику, чтобы дать пройти остальным. Сделан на основе Шермана с наваренной сверху дополнительной броней, рикошетной формы. В принципе подобные тягачи были весьма востребованы и эксплуатировались вплоть до конца войны. Мне даже удалось найти несколько исторических фотографий с их участием.

 

Так же был представлен в виде маленькой модели уникальный Sherman DD(Duplex-Drive) — по сути являл собой обычного Шермана переоснащенного под танк амфибию. Но, как вы думаю догадываетесь, сделать из обычного среднего танка в 33 тонны амфибию затея так-себе — он уйдет на дно со скоростью топора. Поэтому инженеры сделали некое приспособление из гм… брезента и палок, которое стремительно повышало плавучесть танка.

Союзники сбросили несколько десятков подобных танков в первой волне в отдалении от берега. Предполагалось, что немцы будут не готовы к подобной технике выезжающей на берег перед пехотой, что позволит быстро прорвать береговые укрепления. По факту же  у подобных амфибий была динамика «стакана в ванной» маневрировать ими было тяжело да еще и огонь береговых укреплений не улучшал состояние брезентового поплавка. По результату многие танки потонули не добравшись до берега. А те что добрались не показали себя чем-то экстраординарным. Но мне, опять-таки как инженеру, задумка показалось очень занимательной, как в сжатых условиях из ничего решить поставленную руководством задачу.

Ну в общем с танками на этом все. В остальном в музее была очень не плохая инфографика, видеоматериалы, интерактивные текстовые игры для детей. Немного типового вооружения с обеих сторон. Флаги, оригинальные таблички Minen.

Пионерские комзолы(у Британцев оказывается тоже были пионеры, только в отличие от советских они были более «армейскими»).

Из техники были еще пушка  и десантный бот пехоты.

Из маленьких документов привлекли внимание два. Первый  — разрешение на проезд на русском языке, которое было выдано водителю союзной делегации после встрече на Эльбе.

Второй — немецкая книжка-агитка, которая, судя по обложке, повествовала, что США — злая страна и хочет покорить себе весь мир. Это от ведомства-то Гебельса, страны агрессора 20 века. Жаль не было возможности почитать содержание.

На весь музей у нас неспешно ушло 2,5 часа. Если еще на LCT мы видели, что ходили еще какие-то немногие посетители, то в основном музее мы были одни все время. Это конечно удивляло, что в выходной-то день в такой музей и никто не заходит. Но чуть позже по дороге домой мы поняли в чем причина. Оказывается, по прогнозу был объявлен снегопад и предупреждение о гололеде на дороге. А так как на Острове не очень принято менять резину на зимнюю, то многие водители просто предпочли остаться дома и насладиться снегом с семьей лепя снеговики и попивая глинтвейн. Мы же успешно добрались до дома, хотя конечно иногда отчаянно машина тещала АБСкой и пару раз я думал, что либо забор сейчас поправлю, либо проезжающую рядом машину.

Но слава богу все обошлось, однако выводы для себя я сделал и в следующий раз буду более ответственно смотреть на прогноз погоды перед выездом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *