Островные поездки. Портсмут. Mary Rose.

В последние несколько лет меня увлекает водная тематика — корабли, кругосветные путешествия, истории экспедиций первооткрывателей. В Англии в часе езды от нашего дома был город Портсмут. Я очень любил наведаться туда с семьей. Во-первых, можно было позалипать на набережной на красивые виды и современные яхты и паромы снующие по заливу. А во-вторых, можно было в любую погоду посетить военно-исторический морской музей там.

В этой части хочу рассказать о корабле Мери Роуз(Mary Rose). Мери была заложена в 1510 году и сошла со стапелей в 1511 году. Прослужила Мери 34 года, приняла участие в 3х войнах и бесчисленном количестве битв, абордажей и высадок на континент.  В  1545 году была затоплена при странных обстоятельствах, про которые хочу рассказать чуть ниже.

По своему типу Мери Роуз была спроектирована как каррак — тяжелый пушечный корабль того времени. Корабль видимо получился весьма выдающимся даже среди карраков, т.к. очень часто за свою карьеру выбрался адмиралами флотов, как флагманский корабль.

Как погиб корабль.

19 июля 1545 года Французы собрались вторгнуться в Англию. С этой целью к городу Портсмут, подходил большой флот Француских сил. В данном сражении Французы полагались на легко вооруженные с точки зрения артилерии, но очень маневренные и вместительные галлеры.  Вторжение не было неожиданностью и в «порте прибытия» французов уже ждал «домашний» флот Англичан. Два флота сошлись прям в заливе  Портсмунта, поэтому за редкой морской дракой смог наблюдать с берега «весь бомонд» принимающей стороны. Таким про это сражение оставили много очерков в истории от очевидцев.

По описанию очевидцев флагман Mary Rose открыла битву и возглавила атаку на французские силы. На полный порусах корабль пронесся мимо Французской армады ведя артилерийский огонь с правого борта. В принципе маневр был понятный, т.к. во-первых Mary привосходила в артилерии любое судно противника, так же с берега все-же смотрел бомонд, и возглавить атаку флота был весьма красивый жест в духе аристократов 16 века, которые примерно то же самое делали с кавалерийскими атаками. Так вот, Mary на полных парусах шла правым бортом мимо флота противника, ведя арелирийский огонь. В какой-то момент Mary Rose решила провести разворот налево, что дало сильный крен на правый борт, с которого велась стрельба.  Далее корабль по непонятным причинам полностью завалился на правый борт и стремительно затонул. Настолько стремительно, что 90% экипажа затонуло вместе с кораблем. Если бы это была кавалерийская атака того времени, то после потери главнокомандующего, скорее всего, все бы и закончилось. Но в данном случае флоту Англичан «разбегаться» было не куда и в итоге битва все равно была за Англичанами. Однако флагман затанул безвозвратно посреди залива.

Естественно половина «грамотного» бомодна написало в мемуарах «точную причину» затопления корабля, но официальная историческая наука так и не определилась в точной причине. Есть два основных варианта. По одной из них на корабль перед боем доустановили тяжелые орудия, которые в резком маневре завалили корабль на бок. Таким образом возлагая вину на капитана корабля. Я если честно не верю в такую причину, т.к. за 34 года службы весь экипаж у корабля был опытный и должен был чувствовать опасный крен заранее.  По второй гепотизе корабль получил несколько критичных пробоин под ватерлинию, а как следствие поворот был попыткой капитана отвернуть корабль к берегу. Вот эта причина кажется более реалистичной, однако состояние находки не позволяет идентифицировать точно подобные пробоины.

С 1536 по 1971 год корабль лежал на морском дне и разлагался. В 1971 корабль нашли, опознали находку по бронзовым пушкам, которые отливали в начале 16 века. В 1982 году останки корабля подняли на берег и заключили в саркофаг. Дело в том, что от корабля сохранилась только та часть, которая была погребена в иле без доступа кислорода к дереву. Если просто достать такое законсервированное дерево и положить на сушу, то оно распалось бы в труху за считанные месяцы. Поэтому остов поместили в специальный саркофаг где его постепенно подготавливали для показа публики. Только в 2016 году стало возможно обычным посетителям зайти внутрь, через систему шлюзов и посмотреть своими глазами без стекла на этот памятник. Запах дерева внутри надо сказать непередаваемый!

Вот фотография с ширика на то как устроен музей. С носа и кормы комнаты со всяким интерактивном, с борта выставлены вещи, которые находили на этом уровне в останках корабля.

Вид с кормы:

Вид с носа:

Вот с верхнего бортового яруса можно разглядывать корабль без стекла. Очень впечатляет запах старого дуба!

Интерактивный экран с путеводителем по ярусам:

Так же в музее представлено все сохранившееся снаряжение корабля, от пушек, до поварешек и длинных луков(знаменитые long bow), которые лежали запечатанные в сундуках, на случай длительных походов и сражений. Так же были найдены останки матрософ и офицеров. Останки были подробно изучены.

По этой пушке идентифицировали корабль. Технология литья 15 века.

Пушки заднего заряжания(brass cannon). Стреляли быстро, но мощность(дальность) оставляла желать лучшего.

И рядом с brass cannon стояли мощнейшие пушки, заряжаемые через ствол. Естественно другой калибр, другой механизм заряжания, совсем другие действия у команды пушкарей. Можно было представить какой хаос стоял во время боя на пушечной палубе. О стрельбе залпом тогда даже думать не приходилось.

В целом подобная находка рассказала очень много про быт, уровень технологий и медицины средневековья 16 века, а так же рассказала много про различия в рационе моряков, морпехов и офицеров того времени.

Шпаргалка хирурга 16 века.

Знаменитые длинные луки(long bow). Рядом был стенд, где можно было натянуть тетеву. Надо сказать, что меня с непривычки хватило раз на 6 подряд. После чего руки дрожали  и требовался отдых. Как тренажер очень даже не плохо. Подраться с английским лучником на кулаках, который мог из них стрелять часами, не хотел бы. 🙂

Подробный расклад об экипаже корабля. То что с фотографиями — идентифицировано по останкам и по каждому есть интересная история.

Вот например анализ останков повара, которая рассказывает, что повар питался хорошо и ел морскую еду. А кто бы мог подумать, да? 🙂

Обо всем этом подробно рассказывается на множесте интерактивных стендах музея, в котором я с удовольствием провел пожалуй пол дня разглядывая как сам остов самого древнего в моей жизни корабля, так и  разглядывая внимательно каждый стенд. Шутка ли, этот корабль современник Василия третьего!

В общем, кто будет в Англии — настоятельно рекомендую заехать в этот музей. Как по мне он гораздо интереснее, чем какой-нибудь заезженный тауерский мост.

HMS Warrior украсили в честь рождества. История о нем будет в переди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *